Запаса прочности у этого стального монстра оказалось больше, чем думали. Кран - перегружатель Кировского производства, 1972 года выпуска много лет отгружал уголь на Курганской ТЭЦ:
Виктор Матвеев, исполнительный директор Курганской ТЭЦ:
— Данный кран отработал свой ресурс, был выведен из эксплуатации, и соответственно, необходимо его демонтировать. Практически кран имеет уже большие резы и всё еще устойчиво стоит.
Длина мостовой балки 76 метров, вес крана - тысяча тонн. Голыми руками не возьмешь. За дело берётся наука. Невидимый глазу - лазерный луч. Мобильный лазерный комплекс, который позволяет демонтировать опасные конструкции на большом расстоянии изобрели российские учёные. Оборудование создали на базе Троицкого института инновационных и термоядерных исследований.
Роман Романов, научный сотрудник лаборатории лазерных перспектив ТРИНИТИ:
— Источник лазерного излучения, который стоит там - самый обычный. Формирующий кинескоп, который предназначен для формирования излучения в точке, а это просто камера наблюдения. Для того, чтобы смотреть операторам, как идет срезка.
В воздухе пахнет печёной картошкой, на самом деле, говорят производители работ, это запах горячей стали.
Инна Баскова, корреспондент:
— Лазерный луч режет металл на высоте 40 метров. Со скоростью 1 метр в час. Специалисты работают на безопасном расстоянии. Около 100 метров. Главное здесь - беречь глаза. Чтобы посмотреть на пятно лазера - необходимо пользовать защитными очками.
Безопасность превыше всего. Операторы стараются резать несущие конструкции с «ювелирной точностью», чтобы при падении кран не задел объекты Курганской ТЭЦ.
Михаил Мартынов, управляющий подразделением лазерной фрагментации группы компаний «Реформа»:
— Инфраструктуру вокруг сохранить. Если посмотрите, здесь идет галерея прям вплотную к крану, и для того, чтобы кран упал - и для того, чтобы кран упал - был подготовлен специальный проект.
Игорь Иванов, инженер-конструктор компании эффективного проектирования «Аудит»:
— По нашей задумке он должен упасть - левая опора вместе с основной мостовой балкой должна упасть на землю. Правая опора должна обрушиться вниз. Но объект сложный, невозможно сказать, как в действительности будет.
Казалось, что предел прочности наступит, когда разрезы ослабят несущую трубу. Но съёмка с воздуха показала, что сегменты балки зажали друг друга. Кран устоял. Пришлось принимать дополнительные решения.
Алексей Лебедев, производитель работ группы компаний «Реформа»:
— Одна часть крана упёрлась в другую её зажало. Дорезаем полметра ещё вниз часть это должна разойтись и освободит ту часть.
Подготовительные работы и демонтаж заняли около трёх дней. Когда счет пошел на часы, лазерная установка уже работала без остановки. Кран упал после семи часов ожидания.
Интеллектуальный демонтаж окончен. Коллеги сообщили друг другу, что всё прошло успешно.