Дирижёры неба: сегодня день гражданской авиации России. Этот праздник отмечают пилоты, бортпроводники, технические сотрудники и авиадиспетчеры.

 

 

Андрея Лихачева называют дирижёром неба. Прямо сейчас планировался полет вертолета. Однако авиадиспетчеру пришло сообщение от метеорологов. В Шумихе сильный снег, видимость пятьсот метров.

- Ответьте метео. Метео вышка. Мы уточняем потому что аэропорт закрыт. Поэтому если вам надо, будем передавать. Если аэропорт разрешит, значит не будем.

Андрей Лихачёв, авиадиспетчер Курганского центра организации воздушного движения:

- Вот вертолёт планировался. Проанализировали погоду, 500 метров. Для них погода такая не позволительная. И все они сделали задержку. И не полетели.

За воздушным пространством специалист следит с помощью диспетчерского монитора. Желтые пятна - это как раз и есть осадки, из-за которых пришлось отложить полет. Серые линии - трассы, по которым передвигаются самолеты, а зеленые точки - воздушные судна.

- Двигается по трассе на Восток. Это эшелон 310 скорость 665 км в час. Вот азимут, дальность.

Авиадиспетчеры Курганского центра организации воздушного движения следят за самолетами только на границе Курганской области до высоты тысяча пятьсот метров.

Павел Логинов, руководитель полётов Курганского центра организации воздушного движения:

- Взаимодействуем со смешанными диспетчерскими пунктами. С Екатеринбургом, Тюменью, Челябинском, Омском. Передаем воздушные суда, осуществляем координацию. Передаем информацию о воздушных судах между смежными диспетчерскими пунктами.

Все авиадиспетчеры проходят специальную подготовку.

Даниил Сафонов, корреспондент:

- Так выглядит тренажер как для начинающих так и опытных авиадиспетчеров. Оборудование полностью копирует реальное рабочее место специалиста. Единственное отличие тренажёра в том, что он позволяет отрабатывать внештатные ситуации.

- Икар 519, ветер - 90 градусов, 7 метров в секунду б02, посадку разрешаю.

Дарья Старкова командует лайнером пока только под присмотром инструктора, после получения допуска сможет сама осуществлять воздушное движение.

Дарья Старкова, авиадиспетчер-стажёр:

- Бывают нестандартные ситуации. И когда ты их решишь. У тебя потом чувство удовлетворения что ты справился, смог. И я с удовольствием хожу на работу мне это нравится.

Михаил Лукин обучает курсантов. Сейчас Под его руководством 22 авиадиспетчера.

Михаил Лукин, диспетчер инструктор тренажёра Курганского центра организации воздушного движения:

- Программа занимает моего тренажёра 75 часов. Здесь производится вся методика, которая создается в воздушном пространстве. То есть создаются синтетические метки воздушных судов. И отрабатываем всевозможные технологии.

А здесь базируются сменные инженеры. Специалисты управляют средствами радиотехнического обеспечения полетов.

Роман Гончаров, сменный инженер службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи:

- Управляем мы с помощью автоматизированного оборудования управления. После команд руководителя полетов. Включения средств на посадку, на взлет.

В Курганском центре организации воздушного движения три года назад началась модернизация.

Валерий Перминов, начальник радиотехнического оборудования, заместитель начальника центра организации воздушного движения:

- Служба оснастилась новым оборудованием по всем направлением. И средства наблюдения, и навигации, и связи. Установлен новый радиолокатор. Системы посадки, оборудования систем посадки, аппаратуры отображения.

Опытные авиадиспетчеры говорят в их профессии нужно обладать стрессоустойчивостью, иметь хорошую память, математический склад ума. Если специалист обладает этими качествами, то посадка воздушного транспорта будет мягкой.

Автор: Даниил Сафонов