Середина ноября. На дороге гололедица. Впрочем, не такая, чтобы остановить движение транспорта. Жительница Кургана Мария на перекрестке улиц Кравченко – Сибирская совершает поворот. Не подозревая, что накануне произошел разрыв водопровода и дорога впереди превратилась в ледяной каток. Неконтролируемый занос. Машина врезается в ограждение. Мария получает травмы.
Виктор Карпухин, юрист, представитель потерпевшей стороны:
- Согласно нормам закона и фактическим обстоятельствам, она не совершила ни одного нарушения правил дорожного движения. ДТП произошло в результате выхода воды из сетей "Водного союза", канализационных. Аварийная ситуация, не аварийная ситуация, этого не должно быть. По закону, проезжая часть у нас должна быть без наледи, сухая, то есть в надлежащем качестве, чтобы не происходили вот такие случаи.
Пострадавшей сделали несколько операций, девять месяцев женщина провела на больничном. На ремонт автомобиля потратила почти полмиллиона рублей. И обратилась в суд.
Мария Мельникова, старший помощник прокурора Курганской области:
- В рамках закрепленных гражданско-процессуальным законодательством полномочий прокурор принимал участие в рассмотрении судом исковых требований о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Исковые требования истица заявила к Администрации города Кургана. Решением суда в ее пользу с муниципалитета было взыскано в счет возмещения причиненного ущерба более 750 тысяч рублей.
С таким решением не были согласны ни городская администрация, ни прокуратура. Подали кассацию, потом - аппеляцию. Судебные тяжбы шли два года.
Мария Мельникова, старший помощник прокурора Курганской области:
- Однако прокурор в судебном заседании, а также при рассмотрении дела в апелляционной инстанции в сентябре этого года ориентировал суд о необходимости привлечения в качестве надлежащего ответчика акционерное общество, так как выход воды на проезжую часть произошел в результате ненадлежащего содержания сетей водоотведения. Суд согласился с правовой позицией прокурора и взыскал в пользу пострадавшей с акционерного общества сумму причиненного ущерба и компенсацию морального вреда в размере более 750 тысяч рублей.
По закону, сумму компенсации морального вреда определяет суд. Потерпевшая сторона, конечно, преувеличивает стоимость такой жертвы. Тем не менее, в последнее время, по замечанию юристов, суммы компенсаций существенно растут и без их вмешательства.
Виктор Карпухин, юрист, представитель потерпевшей стороны:
- Раньше она взыскивалась совершенно в других цифрах, сейчас позитив в судебной системе имеется. Потому что моральная компенсация стала взыскиваться в гораздо больших объемах, чем раньше.
Впрочем, чувствительность и моральные страдания у всех разные. А гражданские права – одинаковые. Среди них – право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.