Полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Без этого документа водитель не может сесть за руль. Ольга Николаевна ежегодно обновляет полис ОСАГО. Однако в этом году в компании, где всегда страховалась, ей сообщили: необходимо еще и заключить договор страхования жизни.
ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВА, АВТОВЛАДЕЛЕЦ:
- Сказали, что смогу оформить только в том случае, если оформлю дополнительную страховку, в пределах 1000 она стоит.
Тысячи зауральских водителей взорвались от возмущения.
ЮРИЙ ЛАНКЕВИЧ, АВТОВЛАДЕЛЕЦ:
- Некоторые организации ссылались на отсутствие бланков, другие предлагали дополнительные услуги, без этого не оформляли полисы ОСАГО.
РЕВАЗ ЗНАМЕНСКИЙ, АВТОВЛАДЕЛЕЦ:
- Не то, что просят, а заставляют страховать жизнь. Или жизнь пассажиров. 600 рублей - минимум к «автогражанке» я должен заплатить.
Страховщики объясняют это убыточностью обязательного вида автострахования. Тарифы на ОСАГО не менялись с 2003 года. 1980 рублей. По статистике страховщиков, 7 водителей из 100 ежегодно попадают в ДТП. Убытки по ним - десятки тысяч рублей. А страхование жизни, - рассудили страховщики, - это компромиссное решение, которое поможет компаниям оставаться на плаву, а водителям - чувствовать себя защищённым. Много клиентов, застрахованных по ОСАГО компании не выгодно.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЛИАЛА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ:
- Здесь всё зависит от объёмов, которые имеет та или иная компания. Если объёмы большие, то - да. Тем более, что, вы обратили внимание, что творится на дорогах Кургана.
Тем временем, водители, не согласные покупать то, что им навязывают, ушли в другие компании, где полис ОСАГО можно купить без нагрузки и переплат. В декабре число клиентов в таких компаниях выросло.
Между тем, страховые компании попадают под закон "О защите прав потребителей". В Курганском областном Союзе потребителей пояснили, что никаких изменений в законодательстве не было, а страховщики на данный момент занимаются "импровизацией".
СВЕТЛАНА БЕССОНОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
- То есть, некоторые у нас говорят: "Мы - коммерческая организация, мы имеем право. Так вот закон "О защите прав потребителей" говорит о другом: никто не имеет права без согласия потребителей, принуждать их заключать договоры на оказание услуг или приобретение какого-либо товара.
С жалобой на действия страховщиков, которые не продают полис ОСАГО без дополнительных услуг, зауральские автовладельцы обратились в Прокуратуру. Надзорное ведомство приняло меры реагирования по заявлениям граждан, чьи права прокуратура считает нарушенными.
ОКСАНА ШВЕДКИНА, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СМИ:
- В соответствие с действующим законодательством навязывание автовладельцам дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО недопустимо. В случае отказа в заключении договора ОСАГО и навязывания дополнительных услуг, автовладельцы могут обратиться в такие органы, как Роспотребнадзор, Управление федеральной антимонопольной службы и прокуратуру.
Страховые компании, которые пытаются навязать автовладельцам добровольные виды страхования, проверило и Курганское Управление антимонопольной службы.
ИРИНА ГАГАРИНА, РУКОВОДИТЕЛЬ КУРГАНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:
-Курганская УФАС РОССИИ выявила также обстоятельства и направила предупреждение. Страховая компания вернула одному из автовладельцев 750 рублей, которые они взяли з-а дополнительные услуги. Но в отношении других никаких действий совершено не было. Нами было принято решение возбудить дело в сфере нарушения антимонопольного законодательства, чтобы защитить граждан, которые к нам обратились. Если страховая компания будет признана виновной, будет наложен соответствующий штраф.
Кроме того, граждане имеют право подать иск в суд о признании действий автостраховщиков незаконными, если на них возлагают обязанность заключать дополнительные договоры.