Скульптор Ольга Красношеина в неизменной красной юбке-талисмане бережно прикасается к своему творению. Это буквально последние штрихи перед отправкой гипсовой отливки. Скульптор изобразила преподобного Далмата не в образе старца, каким он предстаёт на одной из гравюр того времени, а погруженным в молитву иноком.
Ольга Красношеина, скульптор:
- В первый же день, как я приехала, я приступила к лику. Я его слепила в первый день. И как он явился, я больше его не трогала.
Больше месяца скульптор жила в монастыре, вместе с братией она молилась, прикладывалась к мощам преподобного. Для Ольги Красношеиной было важно, чтобы монахи приняли памятник. Рассказывает: многие служители обители чувствуют незримое присутствие Далмата. Скульптор и сама испытала нечто подобное.
- Как ты его слепила? Как? Я отвечаю - я не знаю, но я его ощущаю. Каких-то подробностей черт лица ты не видишь, а видишь по ощущениям.
Мастеру хотелось передать и современное восприятие Далмата - как человека, который первым на эти земли принес христианство. Скульптор советовалась с настоятелем, изучала архивы. Для служителей обители преподобный - это подвижник, монах-воин, просветитель и хранитель монастыря. Даже когда в советские годы храмы были разрушены, Святой Далмат никогда не покидал Успенской обители. Тело его было обнаружено в девяносто четвертом году прошлого века.
Отец Герман, служитель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря:
- И мы приходим сюда, чтобы помолиться, чтобы вспомнить о том, как жил старец Далмат, вспомнить его житие, вспомнить его труды, молитвы.
По словам скульптора, многое в образе святого рождалось прямо на месте. Так появился особый взгляд преподобного, которого не было в эскизе. Икона в его руках тоже появилась по наитию.
- Контраст даёт притяжение ещё больше.
Отец Варнава, настоятель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря:
- Это собственно. дань уважения к тому, кто своими руками и подвигом создал монастырь. Образ, наверное, создавался не просто так хотением одного человека. Как раз сама фигура показывает его путь, путь на Белое городище, путь с иконой Успения, которую он принёс сюда, которая стала главной святыней обители.
Бронзовая фигура Далмата вскоре займёт своё место рядом с церковью Всех Скорбящих радосте.