В национальном селе Юлдус проживают люди разных национальностей, большинство - из них татары. Здесь с восьмого по одиннадцатый класс школьники учат татарский язык два раза в неделю. Единого комплекта учебников пока нет. Учебную программу пока составляют сами.
Гульфия Сафаргалиева, учитель татарского языка и литературы:
- Из Татарстана приезжали, в августе была конференция, и там нам обещали на следующий учебный год весь комплект и программа двухчасовая.
В кабинете национального языка портреты известных татарских писателей, фотография президента Татарстана, символика и карта республики. Здесь ребята изучают фольклор, историю народа, произведения поэтов писателей и художников республики.
В юлдусской школе детей из татарских семей меньше половины. Со следующего года
Гульсима Байтерякова, директор Юлдусской общеобразовательной школы:
- Сейчас приходят дети в школу, они хорошо знают русский язык, владеют им свободно, но не знают татарского языка.
А в Кургане при национальной общине казахов области действуют курсы казахского языка. Их организовали в прошлом году. Ученики разновозрастные. Из Кургана и районов области. Алтынша Жумашова преподает и казахский и русский.
Алтынша Жумашова, учитель казахского языка:
- Я думаю, что казахский для меня не сложен, потому что я носитель этого языка, с молоком матери, можно сказать впитался этот язык, поэтому в этом плане не сложно преподавать казахский язык, но есть свои особенности и тонкости, конечно.
На курсах занимаются и взрослые и дети. Казахский решили изучать по разным причинам.
Кайрат Мулдахметов, слушатель курсов казахского языка:
- Забыл казахский, язык и хочу восстановить, дочь уехала в Алмату, в гости надо ездить разговаривать, вот из-за этого пришел.
Между тем совет Ассамблеи народов Зауралья предложит российскому фонду сохранения и изучения родных языков разработать единые учебники, программы и методические пособия по национальным языкам.
Владимир Уфимцев, председатель совета Ассамблеи народов Зауралья:
- Нужно, чтобы население не забывало свой родной язык не только разговорный, но и литературный. Как и в каком объеме нужно преподавать родные языки татарский, башкирский, возможно, казахский в школе как обязательный, не как факультатив, а как включенный в обязательную программу обучения.