Кадры из "ТВ-Обзора" двадцатилетней давности. Курганские пионеры и скауты в совместном походе. И не подумаешь, что как раз в это время происходит драма. После крушения массовых детской и молодежной организаций зауральские школьные вожатые переходят на другую работу. Это направление педагогики становится уделом энтузиастов-одиночек.
Режим выживания продолжается. Вот главное управление образования отчитывается за поддержку молодежных и детских общественных объединений в областной думе.
Э. Абрамов, заместитель начальника Главного управления образования Курганской области:
- Слабым звеном этой работы является, так сказать, уровень учреждений, особенно школы. Мы полагали бы инициировать создание учрежденческих ячеек в школах с выделением ставок.
Областной конкурс "Лидер нового поколения" ежегодно собирает увлеченных общественной активностью детей и взрослых, которые обеспечивают им педагогическую поддержку. В перерывах обсуждают отношение к ним современного государства.
А. Жарникова, главный специалист сектора молодежи и спорта Администрации Мокроусовского района:
- Ну, я, наверное, до сих пор вспоминаю старое время, время комсомола. Я не совсем понимаю сегодняшнюю политику, когда ставки, особенно в основных школах, сокращается.
Это при том, что объем воспитательной работы - не меньше, чем в советское время. Особенно после введения новых образовательных стандартов. Государство желает видеть молодое поколение патриотичным. Школьное самоуправление называют одним из приоритетов. Но с большинством из почти восьмисот школьных общественных объединений работают педагоги на половину и четверть ставки. Причем, старших вожатых в области не осталось ни одного. А педагоги-организаторы работать с общественными объединениями, вроде, и не обязаны.
С. Попова, педагог-организатор школы №1 с. Мокроусово:
- Мы вести-то должны кружковую работу. Обязаны. И не обязательно с объединением.
Получается, все зависит от руководства школы: какую задачу оно перед педагогом-организатором поставит. Кроме того, считается, что в маленькой школе работы с самоуправлением и общественным объединением меньше. Но ведь акция с участием тридцати или трехсот человек требует примерно одинаковой подготовки.
Э. Фиглер, педагог-организатор школы №8 г. Шадринска:
- Это не просто вышел-выступил или вышел, поехал, подарил игрушку. Это целый механизм, целый алгоритм действий, это и есть работа детского общественного объединения.
Выход один, утверждают специалисты. Нужно заботиться о кадрах специалистов по организации социальной активности детей. Учить, поддерживать, найти возможность платить полную ставку.
С. Краснобаева, специалист отдела по делам молодежи Администрации Лебяжьевского района:
- Обязательно должны быть освобожденные ставки педагогов-организаторов или старших вожатых, можно как угодно их назвать, чтобы и люди не страдали, которые работают на этих ставках, и детское движение развивалось. Потому что без этого скучна школа.