Васильевы двадцать лет назад прочно осели в селе Маслянское. Глава семейства Андрей по первой профессии - фотограф. Чем заняться творческой личности в деревне подсказал случай.
Андрей Васильев, гончар (Шадринский район)
- Мы бурили скважину у себя на участке и выбурили голубую глину кембрийскую. И она была такая пластичная, приятная на ощупь глина. Попробовали с младшим сыном из этой глины слепить игрушки. Попробовали, высушили, глина не лопнула, не треснула.
С этого момента, что называется, дело пошло. Сейчас мастер делает реконструкции старинных русских глиняных сосудов. Увидеть их можно в Народной галерее в Кургане.
Андрей Васильев, гончар (Шадринский район)
- Вот, например, кувшин-полевик так называемый,
- А вот это что такое?
- А это значит рукомой или рыльник, подвешивается за веревки или на цепочки вот за эти ушки. И, наклоняя таким вот образом, льют на руки.
А вот этот сосуд - похмельник. Название говорит само за себя. В этот кувшин заливался рассол вместе с огурцами - тут тебе и напиток, и закуска.
Светлана Васильева приняла увлечение мужа. Встать за гончарный круг у неё не получилось, зато вся посуда, которую делает муж, расписана её руками.
Светлана Васильева, фотохудожник (Шадринский район)
- Наверное, если ты любишь человека, ты принимаешь всё, чем он живёт. Он мне отдал свой фотоаппарат и сказал: «Давай попробуй». Вот я как бы и попробовала, создала серию фотографий, просто я захотела рассказать о своем муже.
Фоторепортаж Светланы занял первое место во всероссийском конкурсе "Мастер". Изделия Васильевых почти вдвое легче обычной керамики. Секрет в большой пористости глины.
Ирина Гордиевских, главный специалист Курганского областного центра народного творчества и кино:
- Наша зауральская керамика отличается тем, что здесь сохраняются традиции. Сохраняются молочные технологии обжига, вощение, восстановление обжига. И это придает керамике особый цвет, особое ощущение.
Андрей Васильев делится секретами мастерства. Говорит: перед работой глину необходимо размять, разбудить.
- Резкий такой должен быть хлопок
Без этого шлепка дно изделия может лопнуть.
- Сначала я должен отцентровать это изделие на круге. Придать ему форму вращения правильную. Если я делаю широкое изделие, то на высокой скорости, центробежная сила может просто разорвать.
Пробуем и мы усмирить этот древний материал.
Инга Пестерева, корреспондент:
- Я не могу такую вазу сделать, (ха-ха) давайте маленькую чашечку.
- Для начала это комочек надо прилепить на центр. Левую руку ставите в качестве ограничителя. В правую руку берете комок и стараетесь попасть в середину. Шлеп. Вот отлично.
Придаем форму, поднимаем конус. Раскрываем глину... Неудача.
- Жалко, а могла получиться хорошая вазочка (ха-ха)
Процесс не заканчивается гончарным кругом. Затем будут сушка, обжиг. И на свет появится душевная посуда.