Инга Пестерева, корреспондент:
- Доброе утро. Его мы начинаем на улице Куйбышева, бывшая Троицкая, вместе с Борисом Ореховым, художником-монументалистом. Доброе утро.
- Доброе утро.
- Мы сейчас находимся у дома, где расположена доска Федору Шветову. Это Ваша последняя работа, да?
- Да, последняя
- Мраморная доска с бронзовым барельефом.
О том, что здесь на рубеже 19-го и 20-го веков была усадьба городского головы Фёдора Шветова большинство курганцев даже не догадывается.
- Кто такой Фёдор Шветов?
- К сожалению, ни о чем не говорит.
- Я даже не знаю.
А между тем, Шветов бессменно руководил городом более двадцати лет. При нем в Кургане появились электростанция, цирк, кинотеатры.
- Это был человек достойный того, чтобы его пять раз переизбирали.
Борис Орехов, художник-монументалист:
- То, что появляются такие доски, памятные места уже не просто, как идентификаторы такие чисто текстовые, а вот именно с изобразительными вещами, которые дают ну, такое ощущение уже зримое того времени. Это только улучшает атмосферу города, делает его каким-то более живым.
Борис Орехов, художник-монументалист:
- В основном-то город - это архитектура, асфальт, столбы - всё это. А здесь человек появляется. Были другие мостовые, другие столбы, другое всё, а люди ходили, и люди были одеты были по-другому, но это были люди.
Именно о людях рассказывает художник в своих работах. На Куйбышева, 57 - мемориальная доска Александру Балакшкину, купцу, основателю Союза сибирских маслодельных артелей. Именно благодаря ему лондонцы познакомились со вкусом зауральского масла.
Орехов:
- Какой он есть, я его постарался представить. Он довольно-таки мягкий был человек.
- Ведь это как вспышка бывает, озарение, что ли...
Орехов показывает среду, в которой жил купец, его окружение.
Борис Орехов:
- Попалась фотография замечательная, когда там они стоят, какое-то у них событие. В основном все усатые-бородатые, все такие колоритные, вот я их постарался насколько смог и изобразил.
- Меня удивляет, как везли это масло еще туда до Англии. И оно было свежее, наверное, хорошее масло.
А это нулевой километр. Отсюда идет отсчет всех дорог в Кургане. Над композицией Орехов работал около полугода вместе с его давним соавтором Тамарой Меженовой. Художники изобразили своего почтальона в форме девятнадцатого века.
Борис Орехов
- В основном-то набирали почтальонов легких на ногу. Это были отставные унтер-офицеры. Ну, собственно и форма была почтовая .
Прототипом послужил музыкант Виктор Ефстафьев.
Борис Орехов, художник-монументалист:
- Его больше знают, как мужа Марии Фаллах, т.е. он парень скромный. Насколько я его смог передать. Конечно, это немножко видоизмененный, есть такой элемент условности.
Пермяк по рождению, Борис Орехов проникся духом Кургана. Для него город стал точкой отсчета, своего рода нулевым километром.