Свое турне по городам Урала и Сибири заканчивает картина кисти великого фламандца Питера Пауэля Рубенса. Накануне в Курганском областном художественном музее торжественно сняли покров с полотна мастера "Кающаяся Магдалина и её сестра Марфа". О том, как встретили шедевр зрители.

Чей Рубенс подлинный? Такой вопрос уже не стоит после того, как картину отправили на экспертизу. Полотно "Кающаяся Мария Магдалина и сестра её Марфа" стало визитной карточкой ирбитского музея изобразительного искусства. В основе - библейский сюжет. В Ирбит картина попала из Эрмитажа вместе с другими работами в семьдесят шестом.

- Края картины были все очень вздуты и была угроза осыпей.

Долгое время картина числилась копией той, что была выставлена в венском музее в качестве оригинала. Но во время реставрации, которую ирбитской грешнице пришлось ждать почти сорок лет, искусствоведы усомнились в подлинности австрийской Магдалины.

ВАЛЕРИЙ КАРПОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ г. ИРБИТА:

- После снятия последнего слоя лака, открылся настоящий чистый глазик. Вот тогда я запрыгал вокруг картины. Что там радуешься? Тонечка, ты открыла подлинного Рубенса. Не может быть ! Все может быть. Именно в этом глазе видна главная технология Рубенса. Именно он так писал глаза, больше никто. Даже его любимый ученик Антониас ван Дейк писал глаза по-другому.

На подлинность картины из ирбитского музея также указывало положение рук Магдалины, и даже то, как прописана шкатулка у ног великой грешницы. Специалисты Эрмитажа уточнили, что к картине приложили руку и два любимых ученика Рубенса - ван Дейк и Якоб Йорданс. Анализ красок позволил уточнить не только авторство, но и возраст картины.

ИРИНА ПАЛАМАРЧУК, ДИРЕКТОР КУРГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:

- К этой картине прикасалась рука самого Рубенса, ван Дейка. Даже эти факты - они, конечно, вызывают особый трепет, какое-то такое возвышенное чувство. Город наш культурный, у нас очень много людей, которые интересуются искусством, с этим мы постоянно сталкиваемся, поэтому для наших курганцев очень важно посмотреть эту работу.

Самого интригующего момента - когда с полотна великого фламандца спадёт завеса - курганская публика, не избалованная событиями подобного уровня, ждала с нетерпением.

МАРГАРИТА ПОРЦЕВА, ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИ:

- У нас не у всех есть возможность посетить Третьяковскую галерею, а когда это оказывается в Кургане, это имеет большое значение для художников, для живописи, вообще для культурной жизни города. Мне кажется, это действительно, стоит один раз увидеть, чем сто раз посмотреть в интернете или на каких-то постерах.

В рамках проекта "Возвращение шедевра" передвижная выставка в Кургане пробудет до 13 марта, а затем раскаявшаяся грешница вернется в постоянную экспозицию ирбитского музея.

Автор: Инга Пестерева